Shutterstock/FOTODOM Строительство – сложный многоэтапный процесс, и даже небольшие просчеты на любом этапе могут привести к значительным убыткам. Дмитрий ПОПОВ, управляющий партнер дизайн-студии «ИТЕМ», рассказывает «Стройгазете», как системный подход к управлению проектами поможет оптимизировать затраты, соблюсти сроки и снизить нагрузку на специалистов на стороне клиента.
Дмитрий Владимирович, В чем суть системного подхода к управлению проектами? Зачем это нужно дизайнерам и разработчикам?
По своему опыту скажу, что в небольших проектах разработчики часто делают что-то по наитию, не используя дополнительных инструментов. На первый взгляд, в отличие от более крупных проектов, требующих детального планирования, тщательной организации, контроля качества на всех этапах и мотивации участников, более мелкие проекты можно завершить быстро. Многолетний опыт показывает обратное: такой подход часто приводит к срыву сроков, экспоненциальному увеличению бюджетов и растущему недовольству заинтересованных сторон.
Управление проектами помогает перемещать проекты из точки А в точку Б и включает в себя вопросы, связанные с архитектурой, проектированием, расчетом затрат, безопасностью и соответствием требованиям. Эта возможность актуальна именно на этапе проектирования, поскольку на этом этапе принимаются самые долгосрочные и дорогостоящие решения.
Каковы этапы управления проектами в дизайне?
По возможности, проектированием занимаются на начальных этапах работы, когда проектировщик и подрядчик уже выбраны, но техническое задание только формируется: главная задача здесь – помочь, направить и подчеркнуть его. Далее согласно техническому заданию оформляются все необходимые документы, проводится стоимостное проектирование, определяется организационно-ролевая структура, создается паспортно-календарный план, формируется коллектив.
Важным компонентом системного подхода является управление рисками. При запуске проекта необходимо провести детальный анализ всех возможных совпадений на основе прошлого опыта, рассчитать финансовую часть проблемы и внести эти данные в календарный план вместе с методами устранения. То есть дизайн-менеджмент стремится снизить или даже устранить риск за счет качественной организации всего сложного, многокомпонентного процесса.
Работе по календарному графику часто уделяется неоправданное внимание. Это был сложный, многоуровневый процесс, потребовавший от нас разработки собственного уникального решения — программное обеспечение позволяло связать работу экспертов с задачами в проектном офисе, руководителями проектов и календарными расписаниями. В результате достигается дополнительный уровень прозрачности во взаимоотношениях с клиентом: он имеет полную информацию на любом этапе проекта.
Все участники рынка сейчас обращают внимание на отмену льготных ипотечных кредитов. Повлияет ли это на рынок дизайна?
Отмена или корректировка льготных ипотечных кредитов, несомненно, является проблемой для многих застройщиков. В данном случае основная задача – не сокращение расходов за счет процентов по ипотеке, которые несет государство, а оптимизация процессов самой девелоперской компании.
Как управление проектами может снизить затраты на жилье для застройщиков и покупателей? Здесь важно помнить, что включает в себя стоимость проекта жилого комплекса. Сначала учитывайте категорию будущего объекта («Экономичный», «Комфортный», «Бизнес») и ожидания заказчика относительно стоимости квадратного метра. На основании этих и многих других исходных данных на ранних этапах проектировщики принимают 70-80% ключевых решений, которые впоследствии будет сложно и затратно изменить: дизайн, посадка, наличие или отсутствие технических этажей или подвалов, подземная парковка, его объем. В зависимости от класса жилья мы подбираем материалы оптимального качества и стоимости и определяем их количество: все это тоже огромная трата денег, которую можно было бы использовать для снижения стоимости жилья для покупателей.
Какие качества вы замечаете в профессиональных дизайнерах?
Для реализации успешного управления проектами необходимы не только управленческие и лидерские качества, но и умение создавать команды и работать внутри них, мотивировать и направлять их в правильном направлении. Всем этим навыкам обычно не учат в колледжах, но эти навыки являются основой долгосрочного успеха на работе. В этом отношении может оказаться полезным наставничество, позволяющее передавать навыки, знания и способности опытных сотрудников более молодым сотрудникам.
Вы говорили о важности прозрачности в отношениях с клиентами. Как оставаться честным на рынке, где многие люди предпочитают скрывать или обещать невозможное?
Честность и прозрачность в отношениях – основа эффективного взаимодействия, без которой не будут соблюдены сроки и не состоится должный контроль качества. Грамотное управление проектом предполагает, что все риски заранее тщательно просчитаны, чтобы клиенту не грозили неточные суммы или завышение рентабельности проекта, а перед командой и субподрядчиками не стояли невыполнимые сроки. При таком подходе легче построить доверительные и долгосрочные отношения с клиентами, когда у каждого есть четкое понимание того, что будет завтра, через неделю или год