Сборка подвижной опалубки

Сборка подвижной опалубки

Сборка опалубки на строительном объекте производится по установочному чертежу. Детали опалубки, изготовляемые на опалубочном дворе, должны быть замаркированы, что значительно ускоряет их сборку. На установочном чертеже приводится схема расположения опалубки с указанием мест установки отдельных замаркированных деталей. Для ускорения установки опалубки в стороне от объекта собирают из отдельных деталей укрупненные опалубочно-арматурные блоки.

Квалификация рабочих по сборке

По данным строительных организаций, применение опалубочно-арматурных блоков снижает трудоемкость укладки 1 м3 бетона на 0,32 чел. дня и дает экономию в стоимости.
Сборку опалубки из готовых элементов для фундаментов, колонн, плит перекрытий, прогонов, стен и перегородок выполняет звено из двух плотников-опалубщиков IV и III разрядов, а для более сложных конструкций — сводов, резервуаров, лестниц и пр.- звено из двух плотников-опалубщиков V и III разрядов. Работы по монтажу поддерживающих опалубку инвентарных стоек производит звено из двух плотников-опалубщиков IV и III разрядов; при высоте лесов до 12 м — звено из пяти опалубщиков: один — IV разряда, трое — III разряда и один — II разряда; при высоте лесов до 21 м состав звена тот же, с повышением разряда на один.
Разборку опалубки всех видов конструкций выполняет звено из двух плотников-опалубщиков IV и III разрядов.
Разборку опалубки должна выполнять та же бригада опалубщиков, которая будет производить повторную ее установку.
Для разборки опалубки применяются ломики-гвоздодеры. Наиболее ходовой ломик-гвоздодер длиной 600 мм, с помощью которого разбирают все основные виды опалубки и производят выбивание клиньев; в тех случаях, когда требуется применить значительные усилия, берут ломик длиной 1000 мм; короткий ломик длиной 320 мм применяют для предварительного образования щелей, в которые затем заводят более крупные ломики.

Конструкции опалубки

Конструкция опалубки для фундаментов под колонны или башмаки зависит от их формы.
Опалубка прямоугольного подколенника устраивается из двух пар щитов, из которых одна пара щитов имеет длину, равную стороне подколонника, а вторая пара щитов имеет длину на 20-25 см больше первой пары.
При сборке на месте бетонирования короткие щиты упираются в планки, прибитые в концах длинных щитов; в середине короткой пары щитов устанавливается распорка, обеспечивающая неизменяемость формы, а середина другой пары щитов скрепляется проволочной стяжкой.
Опалубка ступенчатых подколенников делается таким же образом, как и для прямоугольного подколонника, с той лишь разницей, что для установки верхнего яруса опалубки нижние доски удлиненных щитов верхнего яруса делают длиннее и опирают их на щиты опалубки нижнего яруса.
Установка верхнего яруса ступенчатого фундамента производится после бетонирования нижнего яруса.
Опалубка для пирамидальных подколенников с наклонными сторонами состоит из нижней прямоугольной части, подобной опалубке прямоугольного подколонника, и верхней наклонной части, выполняемой из двух пар щитов: коротких, соответствующих форме боковой стороны подколонника, и удлиненных — прямоугольных. Щиты верхнего яруса соединяются между собой шурупами.
Для установки сборных железобетонных колонн применяются фундаменты стаканного типа, изготавливаемые в опалубке ступенчатой формы.
Опалубка для фундаментов под технологическое оборудование делается такими же методами, как и опалубка для подколонников.
Устройство гнезд в фундаментах для анкерных болтов, при помощи которых технологическое оборудование закрепляется на фундаментах, рекомендуется делать при помощи брусковых пробок конструкции Г.Г. Мудрова и П.А. Демидова.
Брусковая пробка состоит из пяти клиновидных деталей, имеющих три различные формы и изготовляемых из чисто строганных досок. На расстоянии 8-10 см от верхних концов каждой детали просверливается отверстие диаметром 20 мм, в которое закладывается конец лома при извлечении пробки из бетона.
Поверхности деталей, кроме поверхностей, соприкасающихся с бетоном, перед оборкой пробки смазывают минеральным маслом. Детали пробки связывают проволокой и устанавливают и опалубку по кондуктору, закрепляющему пробки при бетонировании в требуемом положении.
Кондуктор состоит из стальной или деревянной рамки с отверстиями для пробок и закрепляется по верху щитов опалубки фундамента.
Для извлечения пробки из затвердевшего бетона фундамента легкими ударами по верху детали устраняют заклинивание сердечника; затем при помощи ломика, закладываемого в боковое отверстие сердечника, вынимают сердечник, а затем и остальные элементы.
Применение обычных дощатых коробок для оставления в фундаментах гнезд для анкерных болтов не рекомендуется ввиду трудности их извлечения из бетона.

Виды опалубок

По применяемым материалам различают деревянную, стальную и железобетонную опалубки.
Подвесная опалубка, не требующая устройства специальных поддерживающих конструкций, применяется при бетонировании на высоте — для железобетонных перекрытий по балкам и в железобетонных конструкциях с жесткой арматурой и с пространственными сварными арматурными каркасами.
Опалубка собирается из готовых элементов, которые крепятся к жесткой арматуре бетонируемых конструкций или к несущим элементам сооружения. Например, для бетонирования перекрытий цеха такая опалубка подвешена к элементам металлического каркаса. По прутково-шпренгельным фермам, подвешенным к ригелям каркаса цеха, при помощи приваренных подвесок укладываются уголковые прогоны с кружальными ребрами, на которых размещаются щиты опалубки ригелей и перекрытий.
Работы по бетонированию перекрытия производятся с устройством катальных ходов на подставках и укладкой в перекрытие закладных частей для коммуникаций и электропроводок.
При железобетонных конструкциях, армированных несущими сварными каркасами, подвеска опалубки, как правило, производится на арматурном заводе. Арматура и опалубка доставляются к месту установки и монтируются в виде арматурно-опалубочных блоков.
В местах примыкания арматурно-опалубочных блоков друг к другу для возможности соединения арматурных каркасов оставляются свободные от опалубки участки с последующей заделкой, их по месту.
Для обеспечения требуемой величины бетонного слоя при установке опалубки щиты должны быть плотно притянуты к ограничителям-коротышам из круглой или полосовой стали, приваренным к арматурным каркасам. Опалубка балок может подвешиваться к нижним или верхним узлам несущего арматурного каркаса.
При подвеске к нижним узлам применяются петли, приваренные в узлах каркаса или надетые на арматуру пояса при помощи крюков.
Подвеска опалубки к верхним узлам каркаса для отдельных балок, не связанных с плитой, производится с помощью деревянных хомутов, опирающихся на уложенный по верху каркаса отрезок швеллера.
Подвижная (скользящая) опалубка широко используется при строительстве железобетонных зерновых элеваторов (рабочие башни, зерносушилки, силосные корпуса), силосных складов для цемента, вертикальных бассейнов для шлама на цементных заводах, силосных складов для сыпучей продукции химической промышленности и угля; подвижная опалубка применяется также в строительстве железобетонных водонапорных башен, цилиндрических труб и некоторых объектов гидротехнического строительства.
При строительстве типовых железобетонных сооружений (силосов и пр.) следует применять инвентарную металлическую опалубку.
При возведении нетиповых сооружений или при отсутствии металлических форм применяется деревянная опалубка с инвентарными металлическими или деревянными домкратными рамами.

Подвижная опалубка

Сборка подвижной опалубки

Подвижная опалубка состоит из следующих основных элементов:

  1. собственно опалубки или формы, куда укладывается бетон, состоящий из двух концентрических стенок с тонкими стальными листами или дощатыми щитками высотой 110-120 см, раскрепленных кружалами;
  2. домкратных установок, посредством которых осуществляется движение опалубки, располагаемых равномерно по периметру формы через 1,5 — 2 м, состоящих из П-образных металлических рам с домкратными винтами, прочно скрепленных с кружалами;
  3. рабочего пола, состоящего из настила и поддерживающих его ребер, служащего подмостями, с которых производится работа по укладке арматуры и бетона и по подъему форм.

Расстояние между стенками опалубки в середине их высоты делается равным толщине бетонируемой стены с сужением кверху и расширением книзу, образуя конусность формы.
Разность в расстоянии между стенками опалубки внизу и вверху формы принимается в пределах 0,5-0,8% высоты формы, что при толщине бетонируемой стены 15-20 см и при высоте формы до 110 см составляет 6-10 мм.
Конусность формы необходима для уменьшения влияния трения опалубки о бетон и облегчения подъема форм.
На правильное соблюдение размера конусности форм в процессе заготовки кружал и форм должно быть обращено самое серьезное внимание.
Подъем подвижной опалубки производится винтовыми домкратами, укрепляемыми на специальных домкратных рамах.
В комплект домкратной установки кроме домкрата и домкратной рамы входит стальной прут диаметром 25-27 мм, называемый домкратным стержнем.
Домкратный винт делается полым с квадратной нарезкой.
На верхний конец винта четырехгранной формы надевается головка домкрата, имеющая четыре патрубка для закладывания рычага, посредством которого производится вращение винта. На резьбу легко навинчивается гайка, которая крепится к металлическим домкратным рамам непосредственно, а к деревянным — посредством металлической пластинки. На нижнем конце винта имеется цапфа, служащая для прикрепления стальной или чугунной, буксы домкрата.
Букса представляет собой зажимное приспособление для домкратного стержня, проходящего внутри полого домкрата, и состоит из коробки, пары зажимных плашек, двух пружин, прижимающих плашки к домкратному стержню, и составной обоймы для цапфы.
Домкратная рама представляет собой П-образную раму, состоящую из двух стоек и парных верхних и нижних поперечных схваток. К верхним поперечным схваткам крепится домкрат, а к нижним крепятся конструкции опалубки и рабочего пола.

Металлическая или комбинированная опалубка

При инвентарной металлической или комбинированной опалубке применяются домкратные рамы, выполненные из профильной стали.
Стенки формы, скрепляющие их кружала и домкратные рамы представляют собой жестко связанную систему элементов, подвешенную с помощью муфты на домкратные винты. Через домкраты вся нагрузка от рабочего пола, собственного веса опалубки и от действия силы трения, возникающей при движении форм, передается на домкратные стержни, проходящие внутри полых винтов домкратов и заделанные нижней частью в ранее уложенный бетон.
Домкратные стержни заготовляются из круглых стальных прутьев диаметром не менее 25 мм. Прутья должны быть совершенно прямыми; перед установкой необходимо их выверить и выпрямить, а концы обрезать под прямым углом.
Принцип работы домкрата, применяемого для подъема подвижной опалубки, аналогичен работе обыкновенного винтового домкрата, с той лишь разницей, что в данном случае опорой для домкрата служит домкратный стержень, зажатый в буксе домкрата. Этот стержень для погружения в свежеуложенный бетон пропускается сверху вниз через полость домкрата. При этом нижние зажимные плашки буксы домкрата раздвигаются, принимают наклонное положение, оставаясь плотно прижатыми к стержню пружинами.
При вращении головки винта посредством короткого рычага плашки челюсти под давлением винта сжимают домкратные стержни с такой силой, что делают невозможным скольжение домкратных винтов вниз, и гайка домкрата, соединенная с домкратной рамой и подвешенными к ней кружалами и стенками формы, поднимается по винтовой нарезке вверх.
Для обработки забетонированных стен вслед за подъемом опалубки к кружалам подвешивают легкие внутренние и наружные подвесные леса.
Нормальная длина домкратного стержня 5-6 м; в первом ярусе применяют стержни двух или трех длин с интервалом в 1 м, а выше — одинаковой длины. Этим достигается расположение стыков стержней при их наращивании в разных уровнях.
Стык домкратного стержня осуществляется посредством отрезка трубы длиной 15 см, внутренний диаметр которой должен быть равен диаметру стыкуемого стержня. Концы стыкуемых стержней должны плотно соприкасаться по всей площади поперечного сечения торца, для чего производится их обработка на наждачном точиле.
На стыке трубка удерживается местным ее сжатием и прихватывается электросваркой.
Перед тем как приступить к работам по бетонированию сооружения и подъему опалубки, должно быть тщательно проверено соответствие размеров основных элементов смонтированной опалубки проектным размерам.
При приемке опалубки разрешаются следующие допуски: смещение осей форм относительно осей сооружения-10 мм; отклонение в толщинах стен-5 мм; отклонение в конусности форм: в сторону увеличения — 5 мм и в сторону уменьшения — 2 мм; обратная конусность не допускается; отклонение оси домкратов от вертикали не допускается.

Опалубка ребристого перекрытия

Опалубка ребристого перекрытия состоит из коробов балок, щитов, сплошной опалубки плиты, укладываемой на поперечины (кружала), изготовляемые из досок толщиной от 2,5 до 5 см, поставленных на ребро. Кружала ставятся обычно через 0,5 м, поперечины опираются на подкружальные доски, прибиваемые к сшивным планкам боковых щитов коробов балок или прогонов; в местах расположения стоек подкружальные доски опираются на подставки, изготовленные из обрезков стоек.
Опалубка коробов балок или прогонов состоит из двух боковых щитов и днища, вставленного между ними. Для плотного прижатия боковых щитов к днищу к перекладинам оголовников стоек вплотную к боковым щитам пришивают прижимные доски. Если плита соединяется с балкой наклонным скосом-вутом, то к кружалам и планкам боковых щитов короба прибивается фризовая доска.
Размеры элементов щитов определяются расчетом; практически толщина досок для боковых щитов коробов принимается в пределах 19-40 мм и для днищ 40-50 мм.
Щиты опалубки плиты изготавливают обычно из досок толщиной 19-25 мм на планках. По периметру плиты пришивают фризовые доски, которые скрепляют кружала путем забивки в них гвоздей.
Опалубку прогонов и балок при высоте расположения бетонируемой конструкций до 6 м опирают на инвентарные, раздвижные или нераздвижные поддерживающие строки.
Раздвижные стойки имеют отверстия, расположенные в верхней части стоек через 16 см и в нижней через 12 см, благодаря чему отверстия совпадают через 48 см.
Для точной установки стоек на требуемую высоту применяют клинья, забиваемые между стойками и дощатыми прокладками, устанавливаемыми для равномерной передачи давления от стоек на грунт, чем избегается просадка грунта. Эти же клинья облегчают снятие стоек при распалубке конструкций.
Расстояние между стойками определяют расчётом. Обычно стойки ставят на расстоянии 1,2-1,5 м и раскрепляют в двух направлениях горизонтальными схватками и раскосами.
При высоте расположения бетонируемых конструкций более 6 м применяют леса.
Последнее время все большее распространение получают инвентарные щиты из водостойкой фанеры толщиной 10-12 мм, допускающие 20-25-кратную оборачиваемость, имеющие меньший вес по сравнению с дощатыми щитами и обладающие гладкой поверхностью.
Щит фанерной опалубки состоит из прямоугольной рамки, связанной из брусков в полдерева, с приклеенной фанерой.
Для уменьшения сцепления с бетоном поверхности дощатой и фанерной опалубок покрывают известковым молоком или глиняным раствором.
Применяется также металлическая щитовая опалубка, состоящая из металлической рамки, обитой листовой сталью толщиной 1,5-2,5 мм. Большее распространение металлическая опалубка имеет при изготовлении однотипных сборных железобетонных деталей.

Разборно-переставная опалубка

Разборно-переставная опалубка собирается на месте из заранее заготовленных щитов, коробов и поддерживающих опалубку элементов.
Из различных комбинаций сборных элементов собирается опалубка для бетонирования различных бетонных и железобетонных конструкций. По окончании бетонирования опалубка разбирается и перемещается на следующий участок для повторного использования.
Разборно-переставная опалубка применяется для бетонирования ленточных и столбовых фундаментов, стен, колонн, ребристых и другого типа перекрытий, отдельных прогонов, подпорных стенок и других конструкций.
Ленточные фундаменты высотой до 20 см (нижний уступ фундамента) бетонируют в опалубке из досок толщиной 4- 5 см, укрепленной кольями, забитыми в землю и распертой распорками, удаляемыми при бетонировании. Опалубка для фундаментов высотой от 20 до 75 см устраивается из дощатых щитов, скрепленных планками и укрепленных при наличии откоса котлована распорками, упирающимися в откос, а при его отсутствии — кольями, вбитыми в грунт с подкосами, устанавливаемыми через 3-4 м. Поверху щиты опалубки соединяются схватками, скрепленными с планками щитов, и внутри распираются распорками.
Опалубка для фундаментов высотой более 75 см устраивается аналогично опалубке, применяемой для бетонирования стен.

Катучая опалубка

Катучая опалубка устраивается в виде отдельных блоков, обеспечивающих возможность бетонирования отдельной секции сооружения длиной 10-15 м.
Каждый блок катучей опалубки состоит из нескольких металлических рам, смонтированных на тележках, передвигаемых на рельсах. По рамам укладывается щитовая опалубка. Внешний контур металлических ферм и опалубки должен строго соответствовать очертанию бетонируемых конструкций.
Ввиду наличия у сводов-оболочек внутренних диафрагм, конструкция подмостей должна допускать их опускание для прохождения подмостей под диафрагмой с последующим их подъемом. Для этой цели на подвижном блоке размещены лебедки, при помощи которых производится подъем и опускание кружальных ферм.
Применение подъемно-катучей опалубки снижает стоимость железобетонных работ по устройству покрытия здания на 20%.
При бетонировании траншеи прямоугольного сечения применяется металлическая катучая опалубка, состоящая из рамы, установленной на передвижной тележке, к которой при помощи домкратов крепятся металлические щиты.
Толщина бетонируемых стенок регулируется при помощи домкратов. Подача бетона к месту укладки производится по вибролотку и виброхоботу.
В течение одной смены заканчивается бетонирование на двух захватках протяженностью по 8 м каждая.
Использование катучей опалубки прямоугольного сечения вдвое ускорило производство работ и позволило снизить трудоемкость 1 м3 железобетонных работ на 0,46 чел. дня, а стоимость — на 1 р. 20 к.
Подъемно-переставная опалубка применяется при возведении сооружений значительной высоты и непостоянного поперечного сечения, как, например, при возведении железобетонных конических промышленных труб, гиперболических, градирен и т. п.
По мере бетонирования сооружения и приобретения бетоном необходимой прочности опалубка передвигается вверх, при этом в зависимости от изменения поперечного сечения бетонируемой конструкции отдельные элементы разбираемой опалубки при установке на очередной захватке заменяются или частично-переделываются.

Бетонирование стен большей толщины

При бетонировании стен большей толщины для придания опалубке большей жесткости и получения правильной поверхности стен по вертикальным стойкам устанавливают парные горизонтальные схватки, связанные между собой стяжными болтами, удаляемыми из бетона до полного его затвердения. Для облегчения извлечения болтов из бетона перед установкой их смазывают минеральным маслом, а после укладки на них бетона несколько раз поворачивают.
Для правильной установки основания опалубки стен по выровненному грунту или по бетонному основанию укладывают направляющие доски, прикрепляемые или к кольям, забитым в грунт, или к пробкам, заложенным в бетон. На направляющие доски устанавливают ребра, к которым крепят щиты опалубки.
Опалубка колонн прямоугольного сечения собирается из двух пар щитов: широких и узких, стягиваемых снаружи деревянными или стальными хомутами.
Натяжение деревянных хомутов производится при помощи клиньев, закладываемых в гнезда, образуемые упорными основными и дополнительными планками.
Деревянные хомуты могут применяться для колонн различных размеров, при этом хомуты быстро выходят из строя; инвентарными могут считаться только стальные хомуты, использование которых для колонн разных размеров обеспечивается наличием в них отверстий для постановки стальных чек.
Правильная установка опалубки колонны в плане достигается применением деревянной рамки, установленной точно по оси колонны и прибитой гвоздями к пробкам, заложенным в бетон фундамента или перекрытия при их бетонировании. Нижний конец колонны вставляется в такую рамку, чем точно фиксируется правильное расположение колонны в плане. Внизу одной из стенок опалубки делается вырез, закрываемый задвижкой, для очистки опалубки перед бетонированием.
В верхней части опалубочных щитов колонны делают вырезы для примыкания прогонов и балок. Для прочного соединения опалубки балок с колонной и для предупреждения от повреждения при разборке эти вырезы окаймляют снаружи планками, на которые и опирают короб прогона. При распалубке окаймляющие планки удаляются, и короб балки легко освобождается.

Производство бетонных работ в подвижной опалубке при низких температурах

При производстве бетонных работ в подвижной опалубке при более низких температурах и тонких конструкциях стены (до 20 см) необходимо применение более сложных устройств для обогрева бетона, например, в виде паровой рубашки. При температуре пропаривания +60 +70° и достижении бетоном заданных 70% проектной прочности время пропаривания колеблется в пределах 24-36 час, в зависимости от температуры наружного воздуха; средняя скорость движения опалубки при бетонировании в одну смену составляет около 1 м.
В качестве изолирующей обшивки паровой рубашки применяется водоустойчивая фанера, обшитая с наружной стороны войлоком. Наружные подвесные леса обшиваются брезентом.
Подача пара в паровую рубашку производилась по паропроводу диаметром 50 мм, уложенному по верхним кружалам, имеющим 13 мм перфорированные трубки для впуска пара.
С внутренней стороны стены тепляк обычно не устраивается, а отепляется настил рабочего пола и положительная температура во внутреннем закрытом пространстве поддерживается стационарными обогревательными устройствами (воздушными калориферами и т. п.).
Помимо паропрогрева обогревание бетона может быть произведено электропрогревом и другими способами.
Для успешного ведения работ в подвижной опалубке и получения качественного бетона необходимо к выполнению работ тщательно подготовиться и детально разработать организацию работ; исходя из общего календарного плана строительства, составляют детальный календарный план движения форм с подсчетом требуемых ресурсов (поток бетона в смену, потребность в арматуре, механизмах, инструменте и пр.); подсчитывают потребное количество рабочих по квалификациям и намечают расстановку бригад; детально ознакамливают весь производственный персонал с методами и особенностями выполнения бетонных работ в подвижной опалубке и пр.
Трудоемкость при бетонировании цилиндрических силосов высотой 10 м в подвижной опалубке на 100 м3 железобетона составляет 96 чел. дней, а при бетонировании рабочей башни элеватора — 178 чел. дней.
Примерный состав рабочих бригад в 1 и 2-ю смену — 46 человек, а в 3-ю смену — 12 человек.

Организация работ при бетонировании

Организация работ при бетонировании в подвижной опалубке силосного корпуса высотой 28 М для хранения цемента, состоящего из шести цилиндрических силосов диаметром 10 м. Бетонирование силоса произведено в течение 11 дней при двухсменной работе, за которые была уложена 1 000 м3 бетона.
Подача бетона, арматуры и других материалов на площадку рабочего пола производилась двумя самоходными башенными кранами Т-128 грузоподъемностью 3 т.
Бетон доставлялся самосвалами с центрального бетонного завода, выгружался в приемные бункера, а из них в подъемные бункера емкостью 0,5 м3, из которых по виброжелобу поступал в формы.
Средняя скорость подъема опалубки за две смены составляла 2,63 м.
Подвижная опалубка позволяет вести бетонные работы в зимних условиях.
Возводимые в опалубке стены и рабочий пол представляют собой замкнутое пространство, которое легко обогревается. Форма подвижной опалубки высотой 1,1-1,2 м, поднимаемая по мере возведения стен, остается неизменной в период производства бетонных работ, и размещаемые на ней устройства для обогрева бетона не требуют перестановок во все время производства работ.
При наружной температуре воздуха не ниже -5° наружные бетонируемые стены достаточно оградить легким подвижным тепляком. По наружным подвесным лесам натягивается брезент. Ниже пола подвесных лесов брезент спускается на 2-2,5 м для защиты бетона от холода.
Тепляк отапливается двумя кольцами паровых труб, из которых одно подвешено на 50 см выше уровня пола подвесных лесов, а второе уложено под вторыми кружалами форм. По нижнему кольцу через 5-10 м установлены вентили, с помощью которых имеется возможность периодически впускать пар внутрь тепляка для создания влажной среды, способствующей ускорению твердения бетона.
Скорость подъема форм с тепляком составляет до 1 м в смену. При такой скорости подъема бетон находится в защищенной среде от 3 до 5 дней, что вполне достаточно для получения бетоном 50% проектной прочности, требуемой техническими условиями на производство бетонных работ в зимнее время, если не намечена полная проектная загрузка. Для устройства легкого тепляка вместо брезента может быть применена фанера.

Подъем опалубки

Подъем опалубки обычно выполняется вручную бригадой специально обученных рабочих-крутильщиков, каждый из которых при обычной скорости движения форм от 1 до 1,5 м в смену обслуживает 10-12 домкратов.
Обращается особое внимание на равномерное поднятие форм по всему периметру. Для обеспечения равномерного подъема форм на протяжении каждого отрезка времени домкраты должны быть повернуты одинаковое число раз. Обход домкратов производится в одном направлении по часовой стрелке. Скорость подъема форм зависит от срока схватывания цемента и температуры воздуха. При нормальных летних условиях работы скорость подъема форм должна быть такова, чтобы бетон находился в форме не более суток.
При бетоне из цемента марки 400, нормальных сроках схватывания и температурных условиях для средней полосы России средняя скорость движения форм составляет 1-1,5 м в смену.
В холодную погоду, когда процесс твердения замедляется, скорость подъема форм уменьшается.
Внешним признаком нормальной скорости подъема форм является твердая на ощупь поверхность бетона, только что вышедшего из опалубки, легко заглаживаемая деревянными терками в местах, где имеются неровности.
Подъем подвижной опалубки ручными домкратами-очень трудоемкая работа, требующая большого количества, рабочих-крутильщиков до 25-30% от общего количества рабочих занятых на строительстве.
В последнее время подъем опалубки механизируют, применяя гидравлические домкраты, значительно снижающие трудоемкость подъема передвижной опалубки.
Механизированная домкратная установка, предложенная инженером. М. Б. Крепкановичем, состоит из домкрата, имеющего, верхний и нижний цилиндры. На хвостовой части поршня нижнего цилиндра закреплено нижнее зажимное устройство. Такое же зажимное устройство укреплено на крышке верхнего рабочего цилиндра.
Для пропуска домкратных стержней верхний и нижний поршни имеют осевой сквозной канал.
При каждом подъеме опалубки поршень нижнего домкрата неподвижен, так как при помощи зажимного устройства домкратный стержень зажимается, что препятствует сползанию домкрата вниз, а корпус домкрата вместе с верхним зажимным устройством и прикрепленной к нему домкратной рамой поднимаются. После выхода поршня на полный ход нижнее зажимное устройство выключается, включается верхнее зажимное устройство, при помощи которого весь корпус домкрата оказывается подвешенным к домкратному стержню; в этом положении поршень втягивается в цилиндр для установки за новый рабочий ход. Вместе с поршнем поднимается нижнее зажимное устройство.
При применении гидравлических домкратов трудоемкость, по подъему опалубки снижается по сравнению с ручными домкратами на 75%.

Как удешевить опалубку?

В целях удешевления строительства необходимо обращать самое серьезное внимание на бережную разборку опалубки и увеличение ее оборачиваемости.
Трудовые затраты на 1 м3 монолитных железобетонных конструкций составляют в среднем 40 чел. час, в том числе на устройство и разборку опалубки с лесами 15 чел. час.
При восьмикратной оборачиваемости опалубки расход материалов на устройство 1 м2 опалубки уменьшается в 5 раз, а трудовые затраты — в 2 раза, по сравнению с расходом материалов и трудовыми затратами при однократной оборачиваемости. При установке опалубки и поддерживающих лесов отклонения в положении их и размерах приведены в ТУ.
Заготовка деревянной опалубки, как правило, производится централизованно, на опалубочных дворах производственных предприятий строительства или деревообделочных заводах.

Во всех рассмотренных выше случаях опалубка являлась вспомогательной конструкцией, необходимой только на время производства бетонных работ.
Стремление к удешевлению строительства привело к созданию опалубки, входящей в основную конструкцию сооружения. Одним из видов такой опалубки являются железобетонные плиты-оболочки, устанавливаемые по контуру бетонируемой конструкции, являющиеся формой для укладываемого бетона и одним из постоянных элементов возводимой конструкции. Крепление плиты к бетонному массиву осуществляется при помощи змеек из стальной арматуры, заделываемых наполовину в бетон плиты оболочки и наполовину в бетонный массив. Выступающая на 6-8 см часть арматурного каркаса связывает плиту-оболочку с бетонным массивом.
Для лучшего сцепления бетонного массива с бетоном плиты задняя поверхность плиты обрабатывается под «шубу» из мелкого щебня или гравия.
Подъем плит производится при помощи траверсы и крюка.
Опалубка из плит-оболочек применяется в гидротехнических сооружениях, при возведении крупных фундаментов и массивов в промышленном строительстве, а также при возведении опор мостов и других инженерных сооружений.

видео: ОПАЛУБКА СВОИМИ РУКАМИ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Как построить дом своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: