Shutterstock/FOTODOM Увеличение объемов строительства в районах, удаленных от водоемов, усугубило проблему сброса очищенных сточных вод. Там, где сточные воды не могут быть сброшены в реки или другие естественные водоемы, очищенные сточные воды часто сбрасываются в низменные территории. Что делать природопользователям, если необходимо отвести сточные воды со строительной площадки или в пределах действующего объекта, но поблизости нет подходящей площадки? За ответом на этот вопрос «Стройгазета» обратилась к Оксане РОДИВИЛОВОЙ, руководителю Главного государственного экспертного управления экологии России.
Оксана Викторовна, эксперт Какими требованиями руководствуются при решении вопроса сброса сточных вод на местность?
Дело в том, что сточные воды невозможно сбрасывать просто так, без каких-либо природоохранных мер. Действующее российское законодательство – Земельный кодекс – запрещает любую деятельность на земле, которая может привести к деградации земель (сброс сточных вод на землю действительно приводит к деградации земель – загрязнению, эрозии почв, заболачиванию). В данном случае решающим фактором является именно загрязнение почвы и земель. Если проблему предотвращения и контроля эрозии почвы можно просто решить инженерными мерами, то проблема загрязнения гораздо сложнее.
Основная проблема заключается в том, что в Российской Федерации нет структурированной системы регулирования загрязнения почв и земель. Другими словами, невозможно точно сказать, какие уровни загрязнений в сточных водах имеют решающее значение для почвы и земель. Механизмы, с помощью которых эти загрязнители накапливаются, мигрируют, влияют на состояние почвы и самой земли, а также поверхностных и подземных вод, влияют на представителей флоры и фауны, до сих пор до конца не изучены.
Поэтому сбрасывать сточные воды на местность без ограничений совершенно невозможно. И, очевидно, что соблюдение достаточно строгих стандартов невозможно только за счет очистки сточных вод.
Каковы наиболее эффективные технические решения по предотвращению загрязнения окружающей среды при авариях и авариях на объектах? Насколько широко они используются?
Здесь мы в первую очередь обсуждаем инциденты, «нерегулируемый» режим работы объекта и его очистных сооружений. Проектные документы подразумевают нормальную, правильную «регулярную» работу технологического комплекса. Все решения должны соответствовать действующим техническим регламентам, требованиям охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим требованиям, указанным в проектной документации, проверенной нашими специалистами. Поэтому отказ проектируемых очистных сооружений в проектной документации не предусмотрен. Плановое техническое обслуживание может выполняться и при остановке оборудования на техническое обслуживание в процессе эксплуатации, но это уже связано с эксплуатационными проблемами. Проектная документация точно описывает технологию, которая будет обеспечивать повседневную работу объекта.
Не подлежит сомнению, что раздел «Меры по охране окружающей среды» проектного документа также рассматривает возможные чрезвычайные ситуации, но не с точки зрения предотвращения чрезвычайных ситуаций и снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а с точки зрения минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, начиная с самого начала перспектива окружающую среду, если такая авария произойдет.
Вообще говоря, с точки зрения предотвращения или снижения степени загрязнения окружающей среды основным способом реагирования на чрезвычайные ситуации является принятие специальных мер по быстрому накоплению сточных вод, попадающих в природную среду. Например, под оборудованием, которое может протекать во время работы, должны быть предусмотрены специальные поддоны или ямы или насыпи для сбора всех загрязнений или стоков, которые могут образоваться в оборудовании.
Если мы говорим о типовых очистных сооружениях, содержащих крупные первичные или вторичные отстойники/накопители сточных вод, то, естественно, основной подход в данном случае – предотвращение аварийных ситуаций в принципе. Наши специалисты по проектированию и строительству тщательно проверяют документацию на предмет наличия в ней проектных решений, обеспечивающих устойчивость и безопасную эксплуатацию очистного сооружения, а также отсутствие возникновения аварийных ситуаций, приводящих к большим выбросам неочищенных сточных вод в окружающую среду. Поэтому при рассмотрении проектной документации мы оцениваем, насколько принятые проектные решения соответствуют действующим стандартам в области безопасности машин.
Как решить проблему сброса очищенных сточных вод на территорию населенных пунктов вдали от естественных водоемов? Есть ли для этого необходимая законодательная база? Какие экологически чистые технологии используются?
Как мы уже говорили, захоронение мусора – вопрос сложный и противоречивый. В соответствии с действующими российскими нормами и законами сброс на землю прямо не запрещен, но и явно не разрешен. В результате теперь даже очищенные сточные воды не разрешается сбрасывать на территорию. Если естественный пользователь очищает воду и сбрасывает ее в водный объект, существует установленная законом процедура, позволяющая ему получить законное разрешение на такой сброс. Но естественные пользователи не могут получить разрешение на сброс очищенных сточных вод на землю.
Крайне редко в густонаселенных районах очистные сооружения находятся вдали от водоемов и вообще нет возможности отвода. В процессе проверки мы ни разу не сталкивались с такой ситуацией.
Однако проектируемые линейные объекты, такие как автомобильные и железные дороги, магистральные трубопроводы, имеют значительную протяженность и могут находиться вдали от водных объектов. Большинство из них являются источниками воздействия на водную среду и земельные ресурсы. В этом случае в проектной документации должно быть предусмотрено решение по очистке сточных вод, правильно организующее сброс очищенных сточных вод на местность в соответствии с требованиями земельного участка, с учетом предотвращения эрозии и заболачивания почвы и не приводящего к загрязнению почвы код. Такие решения встречаются потому, что прокладывать длинные трубы для отвода очищенных сточных вод (например, от дорожного покрытия до ближайшего водоема) экономически невыгодно и нецелесообразно – иногда они разделены расстояниями в несколько километров.
Этими проблемами сейчас активно занимаются как отдельные представители крупного бизнеса, так и государственные природоохранные органы, особенно Минприроды России. Однако нет четкого понимания, как быстро решить проблему.
Мы знаем, что группы пользователей окружающей среды — в основном металлургические и нефтяные компании — сейчас берут на себя инициативу по разработке законодательства, которое бы разрешило сброс сточных вод с определенным уровнем очистки и другие виды деятельности. А в ходе контрольно-надзорных мероприятий соответствующие органы не предъявляли никаких претензий к природопользователям. Мы участвовали в нескольких заседаниях Минприроды по этому вопросу вместе с Росприроднадзором и представителями производственных организаций, но, насколько мне известно, этот вопрос до сих пор остается спорным и окончательного решения не принято. Нам также неизвестны какие-либо законодательные инициативы по полной легализации сброса очищенных сточных вод на землю.
Государственные эксперты придерживаются позиции, что сточные воды, очищенные до требуемых норм, должны сбрасываться в водные объекты или направляться в существующие инженерные сети или на централизованные очистные сооружения. Альтернативные методы могут также включать закачку очищенных сточных вод в подземные водоносные горизонты или установку водонепроницаемых прудов-испарителей или полей фильтрации.
Еще раз повторю: явного запрета на подобные выбросы также нет. Главное, чтобы компоненты окружающей среды не претерпели необратимых изменений. Именно с этой точки зрения наши специалисты оценивают проектные документы.
Оксана РОДИВИЛОВА, директор департамента экологической экспертизы Главных национальных экспертов России:
«Обеспечение экологической безопасности требует комплексного подхода – компетентные проектировщики, инициативные заказчики, контроль объектов на каждом этапе их жизненного цикла, строительства и эксплуатации на основе принятых проектных решений. Решение проблемы сбросов сточных вод в атмосферу требует оптимизации нормативного регулирования рамки»