СК Мост «Отечественное мостостроение не уступит зарубежному мостостроению» — Этот принцип Вильгельма Казаряна, кандидата транспортных наук и генерального директора атомной электростанции ООО «СК МОСТ Вильгельма Казаряна», имеет солидную практическую основу. При этом российский рынок по-прежнему наводнен иностранной продукцией, порой некачественной, но в условиях «импортозамещения» она переименована в авторитетные бренды. Об этом Вильгельм КАЗАРЯН рассказал в интервью «Стройгазете.
Вильгельм Юрьевич, 60-й патент в области мостостроения, от ООО «НПП СК МОСТ» речь идет о новой конструкции компенсатора.
Когда мы в «СОЮЗДОРНИИ» приступили к разработке новой конструкции компенсатора взамен устаревшей конструкции К-8, мы рассматривали аналогичную продукцию из-за границы — Betoflex и всемирно известного лидера резинометаллических конструкций компании Maurer.
Оказалось, что родоначальником конструкции Maurer была компания Mageba, а затем появились китайские образцы с конструктивным контуром Maurer, которые заменили другие конструкции компенсаторов во многих странах, в основном из-за их массового производства.
То же самое происходит и с китайским автопромом, который пришел на смену автомобилям европейского производства.
Чем отличается конструкция компенсатора серии SK»?
Хотя внешний вид аналогичен профилю Маурер, мы учли его недостатки и скорректировали высоту и другие параметры профиля для отечественных мостовых настилов и конструкций дорожных покрытий.
Сегодня многие компании создают ГОСТ на основе определенных нами показателей и используют его как основу для разработки новых конструкций серии «СК».
Что меня впечатляет, так это то, что разработчики «Нового ГОСТа» учли исследования, которые мы проводили в институте «СОЮЗДОРНИИ» 25 лет назад.
Отличие отечественной конструкции шва от зарубежной заключается в том, что высота стальных конструктивных элементов равна толщине используемого в России дорожного покрытия, что обеспечивает большую долговечность по сравнению с уменьшенной толщиной при использовании зарубежных конструкций.
Стальные элементы конструкции имеют сплошное сечение (вертикальное), которое в отличие от зарубежных сварных элементов может разрушаться при столкновении с колесами, если на мосту возникает колея.
Девять лет назад конструкция «СК» стала лауреатом IV Всероссийского конкурса «Лидер инновационного развития дорожной отрасли РФ 2015», организованного Группой компаний «Автодор» и НП «АСДОР».
Одним из ключевых элементов конструкции компенсатора является резиновый компенсатор.
В 2015 году ООО «НПП «СК МОСТ» получило финансирование в конкурсе «Коммерциализация II» и получило технологическую линию по производству линейных резинотехнических изделий. Используя свою продукцию, мы разрабатываем конструкции компенсаторов железнодорожных мостов, а также различные резиновые изделия для поточного производства.
В чем принципиальное отличие от швов других конструкций?
На самом деле ни у кого сегодня не возникает сомнений в том, что все металлические профили сварные, а не цельные и гладкотянутые. Кроме того, они изготовлены из низколегированного металла, который может подвергаться коррозии, изнашиваться и трескаться от удара о колесо.
Сварная конструкция профилей магеба вообще не обсуждается, так как она состоит из 5-6 элементов. Вот и все. Хоть они и имеют в своем арсенале гладкие тянутые профили, но стоят они очень дорого. И на наш рынок они не поставляются.
Как насчет долговечности?
Сегодня все мосты, расположенные на дорогах повышенной прочности, заменяются на компенсаторы зарубежной разработки. В результате на МКАД, Среднем кольце и Третьем кольце часто возникают пробки. Но заказчики и генеральные подрядчики продолжали закупать продукцию у устаревших компаний, прошедших ребрендинг.
А как насчет тестовой базы?
После ликвидации института «СОЮЗДОРНИИ» мест для его испытаний стало мало. Установка, на которой МАДИ проводит эксперименты, предназначена для проверки на признаки износа, к компенсаторам отношения не имеет, но они проводят испытания по запросу и делают выводы. Заключение дают и останки другого института – ЦНИИС. У МГСУ хорошая экспериментальная база, но это не транспортный профиль.
Научно-производственное предприятие НПП «СК МОСТ ГмбХ» создает испытательную базу, в том числе для компенсаторов. Но сейчас это делается в частном порядке.
Вы говорили о многомодульной конструкции компенсатора серии СК»…
Конструкция многомодульного компенсатора Maurer устарела и движущей силой является пенополиуретановая подушка. Они не цикличны и не застрахованы от коррозии от горюче-смазочных материалов, которые иногда могут пролиться из автомобилей на конструкцию моста.
Отечественные разработчики ГОСТа этого не понимают. Поэтому данный документ будет пересмотрен сразу после публикации и может быть доработан. Для этого нужны годы или даже десятилетия научных исследований, а не умение правильно написать какой-либо документ.
Как идет разработка нормативных документов?
Сегодня существует множество дорожных ассоциаций, но ни одно объединение мостостроителей не может разрабатывать нормативные документы, поскольку СРО регулирует другие цели и задачи. При этом изменились не только нагрузки и интенсивность движения, но и многие другие требования к мостовым конструкциям, которые в будущем могут разрабатываться под эгидой мостовых ассоциаций.