Shutterstock/ФОТОДОМ
Сергей ПЕРГАЕВ, основатель Pergaev Bureau:
В августе в Госдуму внесен законопроект об отмене ограничений на проведение общественных слушаний по градостроительной политике, вопросам городского развития и благоустройства, введенных в период пандемии коронавируса. Инициаторы инициативы считают, что людям необходимо вернуть себе голос и участвовать в формировании имиджа города. Действительно. Потребности человека могут фундаментально влиять на формирование городской среды.
За последние 20 лет подходы к архитектуре и городскому планированию кардинально изменились. Многие проекты того времени сейчас кажутся непродуманными, некрасивыми и непрактичными. Почему это происходит?
По влиянию на нашу жизнь появление цифровых технологий сравнимо с изобретением печатного станка в 15 веке. Поскольку люди подключены к Интернету по всему миру, эволюция среды обитания стала контролируемым процессом. Современные горожане имеют право ожидать, что городские пространства будут безопасными, удобными, функциональными и красивыми – короче говоря, ориентированными на людей. У градостроителей и девелоперов есть множество способов контролировать городскую среду. Когда люди стали осознавать свой уровень комфорта, изменился и способ работы разработчиков. С одной стороны, работа становится проще: вам больше не нужно угадывать требования клиентов — люди открыто высказывают свои требования. Остается только добавить в проект варианты, отвечающие вашим потребностям. С другой стороны, мы должны искать более комплексный продуктовый подход, насыщая проекты большими преимуществами, инвестируя в жилые проекты и, таким образом, принимая на себя больше рисков.
Например, застройка мест общего пользования была разработана в ответ на то, что клиенты хотели покупать не квадратные метры, а образ жизни. Позвольте мне привести несколько примеров. Поэтому в жилом массиве Гранатови на юге Дербента (Дагестан) на основе анализа проблем городской жизни мы определили решение, которое обеспечит проекту множество существенных преимуществ: Высокий уровень чистоты и все в порядке.
Комплексный подход к ландшафтному дизайну включает в себя большие части ландшафта с рельефом, холмами и разнообразными насаждениями, чтобы создать ощущение «лучшего места» — места отдыха, которое у нас ассоциируется с моментами праздника, свободы и счастья.
Еще одно требование современных горожан – чтобы помимо дома и работы была нейтральная территория, «третье место». Например, в Ноябрьске, втором по численности населения городе Ямало-Ненецкого автономного округа, в прошлом году открылся художественный дом «Микшер». Занимая площадь 2500 квадратных метров. Здесь есть лекционные залы, фото- и видеостудии, швейные мастерские, танцевальные залы, амфитеатры, творческие центры и многое другое. Кластер искусств стал центром притяжения творческой молодежи, позволяя мальчикам и девочкам вместе реализовывать свои проекты в родном городе.
Девелоперы также начинают включать такие пространства в свои проекты. Теперь помимо купленных квадратных метров клиент получает еще и дополнительное комфортное место для отдыха и работы. Этими зонами обычно являются холлы, общие террасы или отдельные общественные центры.
Еще одна тенденция – бурное развитие инфраструктуры. Повышенная скорость восприятия информации горожанами означает, что постоянно будут возникать новые потребности. Другими словами, все быстро наскучит. Это, в свою очередь, требует постоянного обновления среды и предоставления как можно большего количества услуг в шаговой доступности.
«Пульсар» в Академгородке — один из наиболее функционально и инфраструктурно развитых жилых комплексов, регион интеллектуального развития, научных открытий и студенческой жизни Новосибирска. Проект включает в себя услуги по уходу, домашние офисы, детскую игровую площадку, кинотеатр, уличную торговлю, парковку для зарядки электромобилей и многие другие услуги.
Примером хорошего соотношения объемов застройки и общественных площадей в Москве является жилой комплекс «Алия». В проекте четко выражено смешение пространств по принципу «работай, живи, играй, учись» («работай, живи, играй, учись»).
Мы живем в эпоху, когда урбанизированные районы становятся все более автономными. Каждый субцентр имеет свои жилые и коммерческие кластеры, сопутствующую инфраструктуру и транспортные узлы. В соответствии с духом времени изменились и продукты разработки: теперь здание не может быть монофункциональным, это всегда в какой-то степени самодостаточная система.
Московский проект «Первый Нагакинский» подтверждает этот факт. Благодаря высокому уровню услуг жилые районы снижают значимость центра столицы для жителей и достигают здоровой децентрализации. Кроме того, в жилом комплексе явно прослеживается стремление интегрировать сельский и даже немного курортный образ жизни в высокоурбанистическую среду: в проекте присутствуют необычные живые сцены Москвы — СС в формате виллы, скай-бар на 28-м этаже. Этаж, с бассейном и выходом к реке.
При разработке продуктов, насыщенных дополнительными сервисами, важно учитывать, что современные люди могут легко отключить ненужные сервисы. Поэтому задача разработчика — устранить самое необходимое и своевременно понять потребности заказчика. Фактически проекты любого уровня должны иметь сбалансированный подход к содержанию и качеству жилья как целостного продукта, приносящего потребителям множество преимуществ, совокупность которых побуждает покупателей стать благодарными жильцами и оставаться при этом в доме. Оставьте его надолго или даже навсегда.